Тезисы Сазоновой Е.Б., Котковой О.Б.Сазонова Е.Б.- вице-президент РО МОО МАДН Коткова О.Б.- зам. вице-президента РО МОО МАДН
Взаимосвязь ноосферы Вернадского В.И. и виктимного поведения человека.
ХХ век ознаменовался бурным развитием в изучении многих наук, которое повлекло за собой также изменения в сознании и в понимании многих процессов. Одним из великих ученых, оказавших огромное влияние на изучение нашей планеты, взаимодействие с космосом был русский ученый, академик, основоположник биогеохимии, учения о биосфере, ноосфере, философ и общественный деятель – Вернадский В.И. Именно Вернадский В.И. создал учение о биосфере – оболочке Земли, населенной живыми организмами, хотя сам термин «биосфера» впервые ввел в терминологию французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744-1829) в 1803 г.. Эволюция биосферы обусловлена тесно взаимосвязанными между собой тремя группами факторов: развитием нашей планеты как космического тела и протекающими в ее недрах химическими преобразованиями, биологической эволюцией живых организмов и развитием человеческого общества. Рост населения, качественный скачок в развитии науки и техники за последние два столетия, особенно в наши дни, привели к тому, что деятельность человека стала фактором планетарного масштаба, направляющим на дальнейшее развитие биосферу. Продолжая деятельность живого вещества, человек осуществляет такие химические реакции, которых не было раньше на Земле. Выделяется в чистом виде железо, олово, свинец, алюминий, никель и многие другие химические элементы. В.И. Вернадский считал, что влияние научной мысли и человеческого труда обусловило переход биосферы в новое состояние – ноосферу (сферу разума). Это понятие Вернадский сформулировал в 1944г., он говорил, что «в геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это, и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление». В.И. Вернадский подчеркивал, что возникновение ноосферы как части биосферы есть природное явление, гораздо более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. «...Все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, разумом и направленным этим разумом его трудом. Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше».[1]. Переход к ноосфере непростой период, который требует согласованных действий, новых стандартов, нового поведения людей. Необходимо снизить негативное влияние людей на природу, изменить «потребительское» отношение на «заботливое». В то же время, взаимодействие человека с нашей природой, планетой должно происходить не только разумно, но и духовно. Ведь понятия «любовь к природе», «любовь к своей стране, народу» являются не рациональными, а духовными потребностями человека. В.И. Вернадский говорил о том, что «ноосферу не обязательно следует понимать как некий экологический идеал, поскольку не всегда с экологической точки зрения хорошо то, что преимущественно рационально, а само понятие разумного — исторически изменчиво». И тут важно выработать духовную политику (программу) людей на сохранение своей нации, народа, общности всего человечества. Примером такой программы можно привести работу Л.В. Безукладовой «Экология мысли». В настоящее время многими учеными доказано, что исходной точкой болезней являются плохие, негативные мысли, зацикленность на проблемах, девиантное поведение молодого поколения. По словам Ларисы Васильевны «подобное притягивает к себе подобное», поэтому нравственность, успешность мыслей становится не только задачей каждого человека, но и нации, всего человечества. Работа, по изменению виктимного поведения, опирается, прежде всего на такие столпы как духовность, религия, общность нации, этноса. «Экология мысли станет естественной только при достижении соответствующего высокого морально-нравственного состояния человеческого общения. Положительные мыслеформы, входящие в единое информационное поле «Ноосферу», помогающие осознать единение национальных культур, существенно очистят информационный поток человеческой мыслительной деятельности от разрушительных мотивов». Значимость личности постоянно растет по многих областях жизни. И поэтому, интерес к проблеме общечеловеческих ценностей как основных регуляторов социальной активности в наши дни вполне закономерен. «Люди устали от неизвестности, от агрессивной внешней среды, от страха за свою жизнь и благосостояние, от явно или скрыто проявляемых и, нужно сказать, идеологически обоснованных тенденций к агрессивной глобализации техногенной цивилизации. Антигуманизм и жестокость любой бюрократической системы, принижая значимость личности, способствуют дегуманизации общественного сознания, формированию виктимного поведения, снижению значимости человеческой личности как самоценности».[2] Необходимо отказаться от представления человека «винтиком» в системе построения общества. Рост развития человечности, духовности нации, общества заключается в поднятии самооценки личности каждого человека, его участия в развитии политических, социальных направлений в жизни. Нам кажется, нужно отказаться от ложных принципов благополучия, которые рекламируются через социальные сети. Не имея чего-то, человек страдает, завидует. Постепенно ситуация подходит к тому, что складываются условия либо для преступления, либо стать жертвой преступления. Увеличивается страх не получить, либо получить любой ценой. Смысл «лечения» заключается в том, чтобы «радоваться тому, что имеешь, не зависеть от этого обладания, не быть к нему привязанным и отпускать с миром то, что уходит… ».[2]. Нужно отказаться от бессознательного стремления к самоуничтожению, агрессии, насилию. В этом должны объединяться усилия не только духовных организаций, но и общественных и политических. В обществе нужно поменять цели развития нации, общества, ставить главным не потребительские качества, а духовное развитие каждого человека, начиная с детского сада, школы, семьи. Необходимо проводить занятия, семинары с обсуждением всех вопросов, которые волнуют общество, с привлечением духовных лиц, возможно и политических деятелей. Человек не должен замыкаться в себе. Таким образом, для построения ноосферы по В.И. Вернадскому, необходимо заняться духовным воспитанием, изменением целей и стремлений общества и каждого человека. Ведь наши отдельные мыслеформы, являются в общей массе всех людей той движущей силой, которая может привести к изменениям. И эта работа каждого дня, каждой секунды. Духовность каждого человека неотрывна от духовности всего общества. Если нация сохраняет устои, религию, нравственные ценности, то человек, как общественная личность не может идти в противоречии с ним. Нужно приходить к гармонии не только внешней (как выглядишь), но и внутренней – к духовному Я- «волей к власти над собой». «Положительные мыслеформы обеспечивают человеку равновесие духа, культивируют чувство собственного достоинства и приумножают уверенность в своих отношениях с миром». Только с изменением себя, наше общество сможет избежать стремления к самоуничтожению и переходу на новый уровень развития – «Homospiritus».
Литература:
1. Библиотека трудов академика В.И. Вернадского. Серия основана в 1990 году академиком А. Л. Яншиным Главный редактор серии Академик А.Л.ЯНШИН. 2. Безукладова Л.В. Состояние светской духовности в условиях техногенной цивилизации. Монография. Симферополь. ДIФЙПI. 2011г. 264 с. Твердый переплет, Обычный формат. |